РР 1-3

Стимульный материал для развития речи

 

«Подуем на листочки»

 

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

  Мы листочки, мы листочки,

   Мы веселые листочки,

   Мы на веточках сидели,

   Ветер дунул – полетели.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  Повторить 4-5 раз.

 

 

 

 

 

 

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ

 

 

(для детей раннего возраста)

 

 

«Вот какие мы большие!»

 

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

 С каждым новым днем –

 Мы растем, мы растем.

 Выше, выше тянемся!

 Подрастем, подрастем,

 Малышами не останемся!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

  Повторить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

«Часики»

 

Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

                             Держу часы в руках,

                             Идут часы вот так:

                             Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

  Где же, где же, где часы?

  Вот они часы мои,

  Идут часы вот так!

  Как часики стучат?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

  Повторить 4-6 раз.

 

«Понюхаем цветочек»

 

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

          Здравствуй, милый мой цветок.

           Улыбнулся ветерок.

           Солнце лучиком играя,

           Целый день тебя ласкает.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

  Повторить 4-5 раз.

 

 

«Дудочка»

 

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

   Заиграла дудочка

   Рано поутру.

   Пастушок выводит:

  «Ту-ру-ру-ру-ру!»

 А коровки в лад ему

 Затянули песенку:                                 «Му-му-му-му-му!»

  Как играет дудочка?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

  Повторить 4-5 раз.

 

 

«Флажок»

 

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

          Посмотри-ка, мой дружок,

          Вот какой у нас флажок!

          Наш флажок прекрасный,

          Ярко-ярко красный.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.

  Повторить 4-6 раз.

 

 

«Как мыши пищат?»

 

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

              Мышка вылезла из норки,

              Мышка очень хочет есть.

              Нет ли где засохшей корки,

              Может, в кухне корка есть?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

  Повторить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

«Вертушка»

 

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

             Веселая вертушка

             Скучать нам не дает.

             Веселая вертушка

             Гулять меня зовет.

 

             Веселая вертушка

             Ведет меня к реке,

             Где квакает лягушка

             В зеленом тростнике.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

  Повторить 3-4 раза.

 

«Птичка»

 

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

            Села птичка на окошко.

            Посиди у нас немножко,

            Подожди не улетай.

            Улетела птичка…Ай!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

  Повторить 4-5 раз.

 

 

«Снежинки»

 

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

                           На полянку, на лужок

                           Тихо падает снежок.

                           И летят снежиночки,

                           Белые пушиночки.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

  Повторить 4-6 раз.

 

 

«Надуем пузырь»

 

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

  Дети приседают.

                             Надувайся, пузырь,

                             Расти большой,

                             Да не лопайся!

  Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

  Повторить 4-5 раз.

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

 

 

Название

Методика проведения

Количество повторов

 

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»

 

 

 

6-7

 

«Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)

 

 

4

 

 

 

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом

«ку-ка-ре-ку» (выдох)

 

 

4

 

 

 

«Каша кипит»

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф)

 

 

4

 

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух»

 

20 сек

 

 

 

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками

(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч

 

 

4-5 раз

 

 

 

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох подни-мать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у)

 

1 мин

 

 



«Кто в домике живет?»

 

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Взрослый показывает картинку с изображением собаки). Кто это? - Собака лает громко: «ав-ав».

А это кто? (ответ ребенка) - Щенок лает тихо (ребенок повторяют звукосочетание 3-4 раза).

(Взрослый показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».

А это кто? (ответ ребенка) - котенок мяукает тихо.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадай, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответ ребенка) Правильно, собака (показывает картинку).

Как она лаяла? (ответ ребенка).

Отгадай, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично ребенок отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

 

«Медвежата мед едят»

 

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Взрослый говорит ребенка, что он будет медвежонком, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – ребенок высовывают язык и не дотрагиваясь до ладошки, имитирует, что ест мед. Затем, поднимая кончик языка, убирает его. (Обязательный показ всех действий взрослым)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом взрослый говорит: «Медвежонок наелся. Он облизывает верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладит животик, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

 

«Громко — тихо»

 

Цель. Учить ребенка менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Ребенок громко произносят: «би-би». Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Ребенок тихо произносят: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будь внимателен. Как только поедет машина, ты должен дать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

 

Курочка Рябушечка

Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

Ход игры: Взрослый –курочка, надевает на голову шапочку. Начинается диалог:

— Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

После слов «На всю улицу пищат» ребенок-цыпленок убегает от курочки и пищит (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу».


 Артикуляционная гимнастика


Стимульный материал для развития речи




Потешки для малышей про явления природы


Учите с детьми название животных и их детенышей


Учим прибаутки, сопровождаем движениями!




В честь Дня города смотрим, а потом учим считалочку!


















                              Учим летние потешки и приговорки!

Комментарии